А. Н. Береговских: Все верно, понятия «прибрежная территория» в законодательстве нет. А каково ваше определение этого понятия?
А. Розина: Пока не сформулировала окончательно, но это та территория, которая непосредственно взаимодействует с рекой, материально или нематериально.
А. В. Крашенинников: Да, есть несколько проблем в определении границ прибрежных пространств: чье оно, как провести границы этих зон. Как сторонник проектного подхода, нашел бы вам какую-нибудь проблему для решения в этой зоне. Например, технологии организации комфортного доступа к воде. Когда вы найдете, как, то выяснится, что способ противоречит законодательству. И появится выход на более высокий уровень решения вопросов.
С. М. Новокшонов: Порекомендовал бы определиться с понятием «механизмы». Например, в Казани набережная живет полной жизнью, а в Тюмени ситуация намного хуже, хотя они хорошо вложились в свою набережную.
Елена Харламова Внутренний туризм как фактор комплексного социально экономического развития территория (на примере Большеречья)Я просмотрела основные программы господдержки туризма, познакомилась с основными трендами современного туризма; определила, на какие сферы влияет туризм и какие проблемы есть в этой области.
В Омской области есть программы развития культуры и туризма. Но нет единой программы или туристического маршрута по Омской области. У Омска нет туристического лица. Я выделила шесть условно туристических точек, хотя у нас нет больших аттракторов. Например, Большеречье, Окунево, Пять озер и пр. В некоторые из них очень сложно добраться.
Моя цель как исследователя – разработать туристический мастер-план Большеречья и туристический маршрут «Большая река». Итак, мой маршрут: Омск – Саргатское – Большеречье – Тара – Муромцево – Серебряное – Омск, возврат по правой стороне Иртыша. Большеречье находится в центре маршрута и его можно использовать как туристический хаб. Инфраструктура практически не разработана, в нее необходимо вложиться. Также необходимо продумать логистику и сценарии путешествия.
Почему Большеречье? Здесь уже есть два крупных аттрактора: парк-музей «Старина Сибирская» и единственный в России сельский зоопарк. Это еще и очень красивое и гостеприимное место, но с катастрофически слабой инфраструктурой. Возможно, стоит объединить парк и зоопарк и развивать это как единую туристическую территорию. Было проведено исследование с целью определить, как повлияют решения мастер-плана на стейкхолдеров, жителей и власть этого района.
А. В. Крашенинников: Это явно междисциплинарное исследование, и в этом сложность. И менеджмент, и дороги, и логистика – слишком много! Что вы хотите получить в итоге? Резервируются какие-то определенные участки территории для планирования?
А. Н. Береговских: Почему бы нет!? Это – мастер-план именно туристического маршрута, мы такие делали, они завершаются планом реализации решений мастер-плана. Можно создать и правовой, и финансово-экономический механизм реализации. Для схемы терпланирования в этом документе места как раз и нет.
Р. М. Воронкова: Это как раз тот самый флагманский межведомственный и межмуниципальный комплексный проект, которыми я занимаюсь на своих занятиях! Решения прописаны, остается привязать бюджет и наметить этапы реализации проекта. Стоит запустить одну часть отраслевого проекта, как подключатся остальные, пойдет цепная реакция, бизнес заинтересуется, жители будут довольны…
С. М. Новокшонов: Проблема, что в Новосибирске этим занимался Минэконом и нам пришлось им на финальной стадии объяснять, что такое вообще мастер-план. Такой маршрут должен работать круглый год. И вопрос в том, что появляется режим перевозки туристов и эти потоки надо рассчитывать. В результате могут возникнуть совершенно неожиданные проблемы. А вообще поддержка туризма – это замечательно.
Роман Полонский Методы защиты городов от наводненийБольшинство городов в мире расположено на реках. Вода необходима для жизни, это ключевая ценность для города. Но вода таит в себе и большую угрозу. Почти 65 млн человек в России проживают в городах, которые находятся в зоне риска затопления. По сравнению с 1990-ми число наводнений выросло в полтора раза.
Причины наводнений: природные (таяние снега, ветровые нагрузки и проч.), антропогенные (разрушения в результате неверных гидрологических расчетов) и природно-антропогенные (совместное воздействие обоих факторов).
Для защиты от наводнений применяются меры оперативные и технические, предупредительные. Наибольший экономический эффект защиты от наводнения достигается комплексными методами. Самый масштабный проект технической защиты у нас в стране – это защита Невской губы Санкт-Петербурга.
Сегодня многие города уходят от традиционных инженерных методов защиты, что объясняется тем, что при прорыве крупной дамбы разрушения тоже огромны. Расходы на дамбу тоже высоки.
Новые «зеленые» методы защиты: увеличение площади поймы, создание новых многофункциональных пространств в пойме реки, восстановление мест обитаний животных, что в целом способствует улучшению экологической обстановки. И это не требует дополнительных капитальных вложений. Для современного градостроительства применение таких «зеленых» методов – это вызов.
А. В. Крашенинников: Очень эффектное было мероприятие – защита Нью-Йорка от наводнения такими новыми методами. Но стоило это $40 млрд. Вообще тема очень интересная, перспективная. Но важно понять, что можно, а что нельзя делать. Какой город хотите взять?
Р. Полонский: Тобольск или что-то из Приморья.
А. Н. Береговских: Какой способ, на ваш взгляд, наиболее эффективен для сельских населенных пунктов? Именно для предотвращения катастрофы.
Р. Полонский: Если экстренные меры – то использование водоналивных дамб. Если предотвращение – комплексный проект по расселению, может, какое-то дополнительное второе русло или сооружение дамб.
А. Н. Береговских: Было бы интересно в дальнейшем исследовании сделать сравнение способов, в том числе с экономической точки зрения.
С. М. Новокшонов: Я бы посоветовал взять крупный город или село с населением более 3 тыс. Тема очень перспективная, и большую роль здесь играет экономическая составляющая.
Ксения Сачук Влияние разнообразия городской среды на качество жизни (на примере сферы услуг в жилом районе)Качество жизни – междисциплинарное понятие; есть много разных критериев для оценки качества жизни. В Омске городская среда – неблагоприятная, у нас наихудшие среди мегаполисов результаты. Состоянием среды также объясняется отток населения из города.
Для исследования за основу была взята идея Яна Гейла «Город в городе». Все проблемы Омска она не решает, но по некоторым аспектам действует весьма продуктивно. Суть этой современной урбанистической концепции в том, что что она подразумевает наличие полноценной инфраструктуры на территории одного жилого комплекса или микрорайона.
Принципы, которыми я руководствовалась при проведении исследования: учет потребностей разных возрастных групп, адаптация городского времени к ритму жизни горожан, создание объектов инфраструктуры поблизости.
Функции услуг в рамках концепции «Город в городе»: образовательная, спортивная, защитная, спортивная, деловая, досуговая, оздоровительная и т. д.
Я исследовала некоторые территории в городе. Так, проведена оценка разнообразия услуг в Чкаловском поселке (застройка 1950-х – 1960-х годов). Здесь нет ряда функций: защитной, деловой, досуговой и многих других. Данная территория не соответствует концепции «Город в городе». Вторая проанализированная территория – микрорайон Космический (застройка началась в 2008 году). Даны сравнительные характеристики по результатам проведенного анализа двух территорий.
Итоговые предложения:
- внести изменения в НГП;
- в методике расчета индекса качества городской среды раскрыть перечень услуг, формирующий разнообразие функций на территории жилого района;
- при градостроительном проектировании опираться на концепцию «Город в городе».
А. В. Крашенинников: Необходимо более тщательно проработать характеристики функций, чтобы они не были взаимоисключающими, например «изолированность / присутствие людей».
С. М. Новокшонов: Применение индекса только к району очень интересно, обычно это делается только в отношении целого города