Сергей Михайлович Новокшонов, член Союза архитекторов России, и. о. заведующего кафедрой управления развитием территорий Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств им. А. Д. Крячкова кандидат архитектуры: Мой профессиональный путь достаточно длинный: работал в вузе, потом защищал диссертацию, потом работал как практик, работал в мэрии, в отделе генплана. Но было ощущение, что нам в отделе архитектуры многого не хватает. Я снова начал читать лекции у студентов. Бывало, что студенты вообще не понимали, о чем я говорю. В итоге я начал создавать авторскую программу для бакалавров. Мне пришлось с нуля собирать образовательную программу в оперативном режиме. Оказалось, что профстандарта под наши задачи, по управлению развитию территорий, нет. Мне пришлось применять шесть разных стандартов, чтобы составить учебную программу.
В моей авторской программе первый курс – это сплошная пропедевтика: надо объяснить, кто и зачем занимается управлением развитием территорий. Второй курс – это большее погружение в тему. На третьем курсе студенты уже занимаются сложными комплексными задачами. В дальнейшем они смогут успешно работать в государственных управленческих структурах.
Образование не только знания, но и человеческая позиция. Именно сопереживания часто не хватает чиновникам, когда люди приходят к ним со своими проблемами. Все сверхзадачи, которые перед нами стоят, сейчас еще в стадии решения. Проблем много. Например, учебники, их просто не существует. Сегодня образование надо ориентировать на цифровизацию и автоматизацию, которые сейчас внедряются во всех сферах, в том числе и в сфере государственного управления. Но все же градостроителей нужно прежде всего учить проектировать.
А. Н. Береговских: По каким учебникам вы учите? – первый вопрос. И второй: ответьте, пожалуйста, кратко, что должен знать выпускник вашей школы, чтобы вы отправили его в органы управления и были в нем уверены?
С. М. Новокшонов: Наш основной учебник – это нормативно-правовая база.
А. Н. Береговских: А я, получается, нарушаю, если учу не только по нормативной базе?
С. М. Новокшонов: Тогда что, с Вашей точки зрения, есть учебник?
А. Н. Береговских: Но ведь учебной программе указываются учебники, основной и дополнительный…
С. М. Новокшонов: Крайне сложно назвать сейчас какой-то один прекрасный учебник, чтобы на нем базировать весь курс дисциплины.
А. Н. Береговских: Преподаватель нашей магистратуры Олег Михайлович Рой написал учебник по своему курсу.
А. В. Крашенинников: К сожалению, учебники очень быстро устаревают. Оперативно этот вопрос решается учебными пособиями. Другое дело, какие задачи надо ставить студентам, какой дипломный проект они должны выдать, учитывая, что знания сейчас быстро обновляются?
Олег Михайлович Рой ведущий научный сотрудник лаборатории социально-политических исследований и коммуникаций Института философии и права Уральского отделения РАН, профессор кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, д-р социолог. наук, канд. филос. наук, преподаватель магистерской программы «Управление развитием территории»: Мой стаж в образовании больше 30 лет. Многие проблемы мне прекрасно известны. К градостроительству я пришел, занимаясь именно подготовкой чиновников. Ведь в образовательных стандартах для чиновников совсем ничего не было о градостроительстве, хотя это одна из их обязанностей. Мы ввели у себя дисциплину «Территориальное планирование» и начали обучать этому не будущих градостроителей, а будущих управленцев.
Что я увидел в градостроительной магистратуре у Анны Николаевны? Пришли люди с разным базовым образованием, не только архитекторы. Нужно было выстроить обучение так, чтобы все говорили на одном языке и понимали друг друга. Какие задачи стоят перед магистратурой? Первое, безусловно, знание законодательства, оно постоянно меняется. Второе – вопросы, связанные с управленческой деятельностью. Третье – привить навыки исследовательской деятельности, что очень непросто, иногда студенты и к четвертому курсу не умеют это делать.
Очень важно, чтобы в рамках магистратуры выстраивались отношения между чиновниками и специалистами, чтобы они обучались вместе. Вот как, например, в этой магистратуре, где учатся люди с базовым архитектурным образованием и базовым управленческим.
С. М. Новокшонов: Как я решал эту задачу? – Направлял студентов на практику заниматься территориальным зонированием. По ее завершении они подготовили вопросы и обратились с ними к чиновникам. А те отвечать отказались и переадресовали студентов с их вопросами к Градостроительному кодексу.
А. В. Крашенинников: И всё же, какой кейс может быть учебным?
Римма Мазхаровна Воронкова, заместитель директора Ресурсного центра по стратегическому планированию МЦСЭИ «Леонтьевский центр» (руководитель направления «Пространственное планирование»), Председатель Совета НП «Национальная гильдия градостроителей»: Хотела бы начать со слов благодарности Анне Николаевне за приглашение читать в магистратуре свой авторский курс.
Моя задача – научить ребят работать с разными масштабами территорий, работать в междисциплинарной команде, в разных контекстах; понимать региональные процессы, выстраивать стратегические приоритеты, принимать решения и согласовывать их. Иными словами, главное для меня – научить магистрантов стратегически мыслить!
С. М. Новокшонов: Какую конкретную стратегическую задачу они с вами учатся решать?
Р. М. Воронкова: Они работают с конкретными кейсами разных регионов. Главное – найти флагманскую задачу, которая сделает регион конкурентноспособным. Я учу студентов осваивать профессиональный тезаурус, они должны знать профессиональный управленческий язык.
А. В. Крашенинников: Что может быть темой совместного исследования? Мы, например, взяли несколько городов. Студентам надо было обнаружить проблемы и пути их устранения. Мы вслепую стали вырабатывать регламент решения этой задачи. Таким образом, именно во время совместного проекта у студентов вырабатываются необходимые навыки. И это правильно.
Людмила Яковлевна Ткаченко, член-корреспондент РААСН, советник директора ГAУ МО «НИиПИ градостроительства», с. н. с. ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России», к. г. н.: Наш институт Генплана в свое время обязали читать лекции. Это было очень полезно. В свою очередь, наши студенты тоже делились с нами своими проблемами, что было нам и интересно и полезно. Но самый главный вопрос в образовании – кого мы готовим? Исследователей, проектировщиков или управленцев? Это три совершенно разных подхода. Если универсала, то это четвертый вариант подхода. Очень важно также научить студентов налаживать коммуникацию в команде, понимать друг друга.
Мне очень нравится, что в Омске возник симбиоз проектного института и высшего образования. Это мировой тренд, в Москве он тоже прослеживается. По сути, это внедрение практических навыков и умений в образование.
Татьяна Борисовна Строганова, доцент кафедры строительных технологий Института землеустройства, кадастра, инженерных и строительных технологий ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ, кандидат архитектуры: Я архитектор, закончила Свердловский университет. Сейчас работаю в Пермском ГАТУ. У нас тоже реализуется интересная программа градостроительной магистратуры. В магистратуре не преподаю, но являюсь руководителем дипломных проектов. Я разрабатывала программу устойчивого развития сельских территорий Пермского края, что оказалось очень интересно. Последняя часть наших дипломных проектов – это всегда рассмотрение различных инноваций, а в конце предложения проекта по развитию инфраструктуры сельских территорий.
Всё сказанное – ответ в том числе на вопрос, что может быть на выходе у студента в качестве итогового выпускного проекта, как он будет практически работать. Тем, кто будет поступать в магистратуру, я бы посоветовала обязательно интересоваться личностями научных руководителей.
А. Н. Береговских: Я думаю, что любой современный человек должен сегодня обладать навыками исследователя. Без этого невозможно качественно решать профессиональные задачи ни в градостроительстве, ни в управлении, ни в образовании.
Ю. А. Перелыгин: Чему надо учить? Какое знание надо передавать? Нашу молодежь обязательно надо учить проектному мышлению, способам проектного мышления. Проспективная рефлексия, проектное мышление – это совсем не просто. Человек должен уметь видеть будущее. А это пересечение философии, логики, математики. Второе, надо учить системному анализу и системному подходу, моделированию. Методами системного анализа владеют немногие. Если этого нет, нельзя работать с таким объектом, как город, потому что город гораздо сложнее, чем, к примеру, космический корабль. Как ни странно, градостроителя надо учить работать рукой на карте, в разных масштабах. Это не передается через экран телевизора или компьютера. Это только практический навык. Дальше – обязательно преподавать право, его основы, как в нем разбираться. И это только база, мы сейчас не говорим о специальных глубоких и разносторонних знаниях, которые нужны, например, главному архитектора города.