Секция «Транспортное планирование и моделирование»
Модератором секции «Транспортное планирование и моделирование» выступил Александр Сергеевич Баранов, генеральный директор Лаборатории градопланирования им. М. Л. Петровича. В ходе дискуссии обсуждались следующие темы: Место транспортного планирования и моделирования в системе управления развитием территорий. В каких городах и на каком этапе необходимо транспортное моделирование. Научные и практические достижения.

Встреча пройдет в формате семинара/дискуссии. Будут рассмотрены реальные кейсы на примере Татарстана и г. Екатеринбурга.

Леонид Михайлович Барышев, начальник отдела исследования и моделирования транспортного поведения Научно-образовательного центра «Управление мобильностью в транспортных системах агломераций» Департамента передовых инженерных школ Российского университета транспорта Применение математического моделирования на различных этапах жизненного цикла транспортных систем

На данный момент существует несколько документов, регламентирующий транспортное моделирование: Градостроительный кодекс РФ, ФЗ о безопасности дорожного движения, законы и подзаконные акты регионального уровня, различные методики. Регламентируется такие показатели, как скорость движения, плотность потока, время в пути, картограммы транспортных потоков и т. д.

Для разрешения сложившихся противоречий и трудностей предлагается:
  • локализация транспортной модели;
  • отслеживание данных и использование единого набора данных (анализ существующего положения, анализ проекта с учетом градостроительного развития) для последующей реализации проекта в формате базы данных.
Модели должны реализовываться от международных транспортных коридоров к федеральной сети, затем региональной, муниципальной и заканчиваться планировкой квартала. Должны оцениваться как локальные, так и системные показатели, их взаимосвязь и влияние друг на друга.
Константин Алексеевич Васенко, начальник отдела транспортного обеспечения Института территориального планирования «Град» Роль транспортного планирования в мастер-плане
Транспортная инфраструктура – обязательный элемент мастер-планирования. Анализ транспортной инфраструктуры, как правило, выходит далеко за пределы планируемой территории и включает в том числе оценку агломерационных процессов.

Необходимо учитывать положение проектируемой территории на международной арене, в России, субъекте федерации, проводить оценку транспортной обеспеченности всех населенных пунктов, анализировать транспортные потоки на территории для выявления потоков, необходимых к расширению.

В некоторых случаях необходима детализация движения для различных видов транспорта. Для транспортного планирования границы территории часто условны.
Состав мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры может включать мероприятия не только на уровне проектируемой территории, но и для более крупной территории (всего региона).

Комментарий Л. М. Барышева: Необходимо моделировать несколько сценариев ввиду возможного изменения актуальности текущего основного сценария.

А. С. Баранов Транспортный раздел мастер-плана города: подходы к обоснованию приоритетных проектов
Доля финансирования мероприятий по развитию транспортной системы в мастер-планах составляет в среднем 20 %. Приоритетность обосновывается в ходе анализа. Инструменты анализа:
  • PTAL (уровень обеспеченности общественным транспортом);
  • Анализ ДТП (основные очаги ДПТ);
  • безопасность пешеходов (нарушение правил со стороны пешеходов);
  • транспортно-коммуникационное пространство (где происходит взаимодействие людей).
Среди основных вызовов – переориентирование населения на общественный транспорт. Важными факторами также выступают:
  • климатические условия;
  • рельеф;
  • масштаб территории;
  • культурный код территории;
  • экономически сильные стороны территории.
Среди инструментов обоснования:
  • идеологическая оправданность (соответствие указам Президента РФ, целеполаганию мастер-плана);
  • экономическая оправданность (стоимость мероприятий, эффекты от реализации, временные затраты на реализацию);
  • планировочная оправданность (учет планировочных ограничений).
Максим Сергеевич Викулин, первый заместитель директора ГБУ «Институт пространственного планирования Республики Татарстан» Реализация градостроительной политики с учетом транспортного и балансового моделирования

Ключевые приоритеты – разработка мастер-планов агломераций.
Инструменты:
  • анализ маятниковой корреспонденции по данным сотовых операторов и построение транспортной модели;
  • транспортное моделирование;
  • балансовое моделирование;
  • натурные обследования.
По результатам анализа формируются основные направления транспортной инфраструктуры, выделяются первоочередные мероприятия и мероприятия «на перспективу».

Транспортное моделирование осуществляется в виде модели «Полицентр»: используются данные транспортной модели и показатели связанности и насыщенности, распределенные по транспортным районам. В результате получаются рекомендации по изменению ТЭПов.
Моделирование средств индивидуальной мобильности – новый вызов для моделирования.

Сергей Владиславович Шутов, заместитель начальника МБУ «Мастерская генерального плана» Проект «наземное метро». Планы по строительству железнодорожной инфраструктуры в г. Екатеринбурге на примере проекте планировки территории, предназначенной для размещения линейного объекта «Юго-западный маршрут»

В рамках концепции развития Екатеринбургской агломерации была разработана концепция сети пассажирского транспорта на основе существующих федеральных транспортных железнодорожных потоков (проходящих через город) и на основании местных потоков, включая «наземное метро». В рамках этого проекта на уровне проекта планировки и межевания сейчас реализуется новый участок «Юго-западный маршрут», включающий в том числе автомобильный и железнодорожный мост через Верх-Исетский пруд.

Одной из задач проекта является перехват части агломерационного трафика и уменьшение количества пробок. А одной из особенностей железнодорожного пути является размещение некоторых остановочных пунктов непосредственно в жилой застройке. Важно указать, что данный проект является именно агломерационным, служащим для связи нескольких объектов агломерации.

Еще одной особенностью является то, что проектируемое транспортное кольцо обходит центр Екатеринбурга. Это позволяет построить новые маршруты, связывая новые районы Екатеринбурга с точками притяжения.

Георгий Эдуардович Головашин, руководитель отдела транспортного моделирования «STEP. Транспортные решения» Необходимость моделирования мастер-плана территории и точечной застройки
При разработке проектов планировки чаще всего в качестве нормативного обоснования используется РНГП. Однако из-за неправильного определения численности населения сильно занижается прогнозная интенсивность (до 80 %). Для прогнозной интенсивности также важно распределение населения по общественному и личному транспорту, а для личного транспорта актуален еще и коэффициент наполненности автомобиля.

Еще одним важным фактором является пропускная способность, различающаяся в населенных пунктах и за их пределами. При этом по сравнению с реальным положением дел коэффициенты из СП завышены.
Хороший инструмент в такой ситуации – статическое моделирование. Однако для оценки качества нет единого стандарта. При этом все данные должны актуализироваться, в идеале, каждый год. В противном случае прогнозы будут существенно расходиться с реальностью.

Динамическое моделирование также важный и обязательный инструмент, но нужны четкие требования к исполнителю.

Общий вывод: Нужно добавить в технические задания пункт именно о транспортном моделировании, а не просто о расчете параметров.

В идеале все решения должны быть проверены с помощью моделей.