Р. М. Воронкова: А нужен ли Сочи мастер-план?
Олег Филиппович Козинский, директор по управлению проектами Ассоциации курортных и туристических городов, заслуженный архитектор России Градостроительные аспекты формирования мастер плана курортно-туристических территорий муниципальных образованийФедеральный центр отдал эту отрасль инвесторам. И это не лучшее решение. В 2019 утвердили Стратегию развития туризма до 2035 года, но без поддержки государства территория будет деградировать. Мы выстроили последовательность для подготовки и реализации мастер-плана (в том числе сбор исходных данных о состоянии ресурсной базы, формирование программы (технического задания) на подготовку стратегического мастер-плана, подготовка документации, маркетинг и пр.). Возможные риски реализации программ развития (инфляция, рост цен, дисбаланс, антропогенные нагрузки и др.). Очень важна оценка степени устойчивости для курортной агломерации, формирующейся по бассейновому принципу.
Мастер-планирование – это стратегический документ, в том числе на короткий срок. На него можно будет опираться при составлении нового генплана. Мастер-план – это документ общественного согласия.
Стратегия Сочи-2035: восемь наших бассейновых кластеров попали в эту стратегию, есть поддержка государства, что крайне важно для устойчивого развития туристической агломерации. Согласно этой стратегии необходимо разработать еще восемь мастер-планов.
Р. М. Воронкова: Как мы видим из этого доклада, многое уже было разработано местным профессиональным сообществом еще до официальной разработки мастер-плана.
Татьяна Сергеевна Красникова, исполнительный директор ООО «Научные разработки» Почему мастер-план не стратегия?Моя компания занимается разработкой документов стратегического планирования с 2008 года. Мы, конечно, полагаем, что документы стратегического планирования должны синхронизироваться с документами территориального планирования. И мы видим очень значимые различия мастер-плана и стратегии.
Почему появилась мода на мастер-планы? Этот документ состоит из проектов, он максимально конкретен. Мы считаем, что мастер-план прежде всего документ территориального планирования. Данный формат нормативно не закреплен, поэтому степень ответственность за итоговый вариант не такая высокая, как за стратегию. Разработка мастер-плана не влечет за собой обязательных изменений в системе документов стратегического планирования.
В то же время разработка стратегии социально-экономического развития регламентирована федеральным законом.
Что такое хорошая стратегия? Для нас – это стратегия, которая консолидирует усилия муниципальных органов власти, местных предпринимателей, жителей и пр. Это консолидирующий документ, который будет реализован, т. е. за его реализацию обязательно кто-то отвечает. А недостаток документа в том, что иногда стратегия бывает абстрактной, формальной. Но это скорее упущения в организации процесса стратегического планирования в муниципалитете.
Итак, мы считаем, что мастер-план и стратегия – это документы для разных целей и аудиторий, у них разное целеполагание. Какие же содержательные отличия у этих документов? Например, мастер-планы городов Дальнего Востока определялись как комплексный документ стратегического и территориального планирования, и многие стали воспринимать его как замену стратегии.
Стратегия муниципалитета – это всегда комплекс приоритетов, поскольку ресурсов всегда мало, нужно находить самые болевые точки. А набор проектов мастер-плана формируется максимально широко.
Стратегия муниципалитета всегда объединяет ее сторонников в муниципалитете. Мастер-планы городов Дальнего Востока часто воспринимаются как планы, которые для городов должен реализовать федеральный центр или регион. А стратегия – это всегда «наша» стратегия для региона.
Стратегия должна быть ресурсно обеспечена. Мастер-план же содержит большое число проектов. И ожидается, что их профинансирует федеральный центр. Иначе говоря, нет задачи работать именно над реализацией этих проектов.
Если мастер-план – это стратегия, то население ждет, что все его проекты будут реализованы в полном объеме. Но чиновники воспринимают реализацию 2-3 проектов из 20-30 как удачу и достижение.
Елена Владимировна Бурлакова, начальник отдела мастер-планирования департамента архитектуры и градостроительства ИТП «Град» Опыт разработки мастер-планов ИТП «Град»Мастер-планы бывают территориальными, отраслевыми, девелоперскими.
Цели и задачи мастер-плана:
- пространственное развитие (комфортная городская среда, инфраструктурное развитие, развитие жилищной сферы и др.);
- экономика (развитие рынка услуг, сервиса и др.);
- развитие человеческого капитала (повышение уровня жизни населения и др.)
Некоторые мастер-планы ставят новые цели и задачи по ключевым проблемам: например, повышение экологической безопасности или развитие города как опорного населенного пункта, развитие туризма и многое другое. Также целью мастер-плана может быть подготовка предложений по изменению в стратегию.
Мастер-план – концепция пространственного развития г. Омска. Здесь можно сказать, что все разработанные материалы в качестве каркасов легли в дальнейшем в основу генерального плана города.
Мастер- план гостевого маршрута в Новом Уренгое. Мы формировали сам гостевой маршрут, разрабатывали общественные пространства и малые архитектурные формы, занимались цветовым и световым оформлением фасадов зданий.
Подытоживая, скажу, что залог успешной реализации мастер-плана – это в первую очередь одобрение, принятие мастер-плана на уровне не ниже регионального.
Максим Сергеевич Викулин, первый заместитель директора ГБУ «Институт пространственного планирования Республики Татарстан» Опыт подготовки мастер-планов в Республике ТатарстанПоделюсь некоторыми заметками. Что мы делаем на самом деле: мастер-планы или развиваем города?
Казанская агломерация. Центр и периферия, праздники и будни. Проблем много, несмотря на очень бурное развитие города за последние 20 лет. Последний генплан Казани был принят в 2020 году. В 2023-м полномочия были переданы на региональный уровень, появился мастер-план Казанской агломерации.
Институт пространственного планирования Республики Татарстан занимается методологией и стандартизацией, цифровизацией и созданием баз данных, разработкой ключевых проектов (мастер-планы агломераций, СТП, ПЗЗ и пр.), текущим системным контролем, транспортным моделированием. Общая проблема, с которой мы столкнулись, – неконтролируемый рост пригородного пояса, неконтролируемая застройка, гигантские темпы многоквартирной застройки. Осознали, что при реализации такого объема скоро настанет коллапс транспортной системы. Поэтому наш институт занимается и транспортным моделированием.
В мастер-плане Казанской агломерации мы закрепили иерархию населенных пунктов и обозначили те объекты, которые там должны быть расположены, и поэтапно воплощаем задуманное. Агломерация разбита на расчетные транспортные районы. Мы воспринимаем мастер-план как перманентный процесс. Сейчас мы делаем тотальную ревизию всей градостроительной документации. Ведется работа по стандартизации документов.
Наш мастер-план агломерации в Республике Татарстан выглядит примерно так: синхронизация планов муниципалитетов + параметризация + единый транспортный каркас + очередность строительства инфраструктуры и условия освоения территории + поручения ОИВАМ и дорожная карта по реализации.
Закрепление мастер-плана в Градостроительном кодексе будет иметь крупные юридические последствия для землепользователей. Поэтому, возможно, стоит включить в правовое поле только сам термин.
Наталья Сергеевна Старченкова, руководитель проектов ИТП «Град»: Мы сейчас на «экваторе» нашей конференции. Предлагаем ответить на ряд вопросов по QR-коду.